1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Ручной труд» в 4 классе.
3. Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
4. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Ручной
труд» в 4 классе (личностные и предметные).
5. Содержание программного материала по предмету «Ручной труд» в 4
классе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения программы по предмету
«Ручной труд» в 4 классе.
2
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по ручному труду разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовнонравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной
программы для 1-4 классов специальных(коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида В.В. Воронковой; под редакцией В.В. Воронковой Москва: «Просвещение», 2013 год
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование
основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
укрепление
физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель: воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия,
настойчивости, умение работать в коллективе; - уважение к людям труда; получение элементарных знаний по видам труда.
Задачи:
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
3
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия,
настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых
качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в
труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на
занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем
рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты,
убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего
распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду
с
этими
задачами
на
занятиях
трудом
в
коррекционных
образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи,
направленные
на
коррекцию
умственной
деятельности
школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы
работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и
результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков
познавательной
деятельности:
наблюдательности,
воображения,
речи,
пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития,
особенно мелкой моторики рук.
Вся
работа
на
уроках
должна
носить
целенаправленный
характер,
способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении
трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который
осуществляется на базе школьных мастерских.
4
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи,
рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом
возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
1.1.Общая характеристика учебного предмета.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
Л.А.Кузнецова, Я.С.Симукова «Технология. Ручной труд» 4 класс. СанктПетербург. Филиал издательства «Просвещение», 2013г.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с металлом и древесиной
работа с пластическими материалами и растворами
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно
полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и
др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного
материала общеобразовательных предметов, может способствовать более
прочному усвоению этих знаний.
Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются
примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель
должен
отобрать
наиболее
доступные
для
выполнения
работы.
Эту
рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с
природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во
многом будут зависеть от местных условий, географического положения
школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.
5
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности
работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать
правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания
(ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта,
качество готового изделия, организацию рабочего места).
В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером
профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.
Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально
оборудованной мастерской.
2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Ручной труд» в 4 классе.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.
Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; технологии
6
разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных
технологий.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
Личностные учебные действия:
Формировать осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формировать
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений, договоренностей;
Коммуникативные учебные действия:
учить обучающихся:
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
сотрудничать с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться
и
изменять
свое
поведение
в
соответствии
с
объективным мнением большинства;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
учить обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
7
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов.
4.Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Ручной
труд» в 4 классе (личностные и предметные)
Личностные учебные действия:
Формировать
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением
школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность
к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формировать
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,
договоренностей;
Коммуникативные учебные действия:
учить обучающихся:
обращаться
слушать
за помощью и принимать помощь;
и понимать инструкцию к учебному заданию;
сотрудничать
с взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать
с людьми;
договариваться
и изменять
свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства
договариваться
и изменять свое поведение с учетом поведения других
участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
учить обучающихся:
входить
и выходить из учебного помещения со звонком;
8
адекватно
использовать
ритуалы школьного
поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
передвигаться
принимать
по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
соотносить
свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
Знать:
правила
рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
названий
знать
инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства;
и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими
инструментами
соблюдать
санитарно-гигиенические
требований
при
выполнении трудовых работ;
приемы
работы с бумагой, работы пластилином, природным материалом,
нитками;
приемы,
формообразования, соединения деталей;
Уметь:
осуществлять
текущий самоконтроль выполняемых практических действий и
корректировать ход практической работы;
оценивать
уметь
свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец)
по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
правильно
располагать детали, соблюдать пропорций, рационально располагать
материал на рабочем столе;
употреблять
в речи слове, характеризующих пространственные признаки
предметов и пространственные отношений между ними.
при
изготовлении изделий планировать ближайшее операции по предметной
карте и без нее.
9
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по
предмету «Ручной труд» в 4 классе
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места;
знание видов трудовых работ;
знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
знание
названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
умение самостоятельно организовать свое рабочее место в зависимости
от
характера
выполняемой
работы,
рационально
располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте;
умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и
называть его признаки и свойства; определять способы соединения
деталей;
умение составлять стандартный план работы по пунктам;
умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной
обработки материалов;
умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой
и
металлом;
древесиной;
металлоконструктора);
умение выполнять несложный ремонт одежды.
Достаточный уровень:
10
конструировать
из
знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
умение находить необходимую информацию в материалах учебника
умение руководствоваться правилами безопасной работы режущими и
колющими
инструментами,
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования при выполнении трудовых работ;
умение осознанно подбирать материалы их по физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
умение отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных
целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной
обработки; экономно расходовать материалы;
умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические
планы,
распознавать
простейшие
технические
рисунки,
схемы,
чертежи, читать их и действовать в соответствии с ними в процессе
изготовления изделия;
умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами;
выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.
5.Содержание программного материала по предмету «Ручной труд» в 4
классе.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ
11
АППЛИКАЦИИ
·
Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик).
аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.).
·
Круглые косоугольные детали
прямоугольные — по заданным размерам.
размечаются
2. Предметные
по
шаблонам,
·
Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка,
угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и
назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших
геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные
цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на
основание.
·
Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при
разметке деталей.
Практические работы
·
Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами.
Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и
угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей
на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия.
·
Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах.
·
Упражнение
миллиметрах.
2.
Вычерчивание
отрезков
длины,
заданной
в
ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ
·
Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты.
·
Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги.
Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих
моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для
парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль
высоты, их назначение.
·
Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей.
Практические работы
12
·
Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение
раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток.
Опробование парашюта и планера в действии.
·
Изготовление пространственного угла для модели комнаты.
Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание
деталей.
ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ
·
Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных
формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений.
·
Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и
свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство
заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее
назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их
применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические
требования к готовой продукции. Виды возможного брака.
·
Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых
разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов
одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка
клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий.
ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ
·
Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки.
5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков.
·
Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных
украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание
бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами.
Эстетические требования к елочным украшениям.
Практические работы
Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии
материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с
пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в
течение занятия.
КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ
·
Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона.
13
·
Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства
картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия
элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке
развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея).
Правила безопасной рицовки картона.
Практические работы
·
Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений.
Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах.
Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и
приклеивание элементов украшающего орнамента.
·
Самостоятельная работа.
РАБОТА С ТКАНЬЮ
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ
·
Изделие: макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос
цветной бумаги.
·
Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о
получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое
переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами
переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов
тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы
с ножницами.
Практические работы
Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются).
Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов
полосок. Контроль выполненной работы.
САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ
·
Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев
ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край».
Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфетокприхваток.
·
Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее
назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье.
Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край»,
правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.
14
Практические работы
Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль
выполненных изделий.
ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ
·
Изделия. Подушечка 10×10 см, украшенная орнаментом из отделочных
стежков.
·
Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о
стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и
размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота
стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.
Практические работы
Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение
отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом.
Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми
стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль
изделия.
РЕМОНТ ОДЕЖДЫ
·
Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание
вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва.
·
Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания.
Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке.
Последовательность стачивания распоровшегося шва.
Практические работы
·
Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с
образованием стойки. Закрепление нитки.
·
Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание.
Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде.
Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.
МЯГКИЕ ИГРУШКИ
·
Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц,
медвежонок, утка и др.).
15
·
Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей.
Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки,
картон.
·
Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец.
·
Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и
стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и
приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.
РАБОТА С МЕТАЛЛОМ И ДРЕВЕСИНОЙ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПРОВОЛОКИ
·
Изделия: 1. Декоративные фигуры зверей и птиц (гибка по контуру
рисунка). 2. Цепочки в 2 и 3 оборота. 3. Подставки для книг. 4. Головоломки.
·
Технические сведения. Стальная, алюминиевая, медная проволока.
Применение проволоки и различия свойств проволоки из разных металлов.
Миллиметр — основная мера длины в слесарном и столярном деле.
Устройство измерительной линейки. Кусачки, острогубцы, плоскогубцы,
круглогубцы. Их устройство, применение и правила безопасности при работе
с проволокой.
Практические работы
·
Отмеривание заготовок из проволоки по заданным размерам.
Изгибание мягкой проволоки в руках по рисунку. Навивание спирали на
оправке. Откусывание колец для цепочки. Соединение колец в цепочку.
·
Последовательное изгибание заготовки стальной проволоки при
изготовлении подставки для книги (ориентировка по предметным образцамполуфабрикатам). Контроль и оценка правильности выполненных изделий.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЖЕСТИ И ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА
·
Изделия: 1. Коробочки из вырезанных по размерам заготовок.
2. Игрушка «летающий пропеллер».
·
Технические сведения. Свойства и применение жести, тонколистового
металла (кровельной стали). Инструменты и приспособления: чертилка,
16
ручные ножницы по металлу, киянка, напильник плоский личневый, оправки,
тиски. Правила безопасной работы чертилкой и ножницами.
Практические работы
·
Разметка контура изделия по шаблону. Вырезание заготовки с
креплением ножниц в тисках. Притупление кромок личневым напильником.
Гибка заготовки на оправке.
·
Разметка заготовки летающего пропеллера по размерам. Разметка,
прогибание отверстий под штифты и зачистка заусенцев напильником.
Изгибание круга из тонкой стальной проволоки. Крепление пропеллера в
круге (зафальцовкой проволоки на концах пропеллера). Пропеллер
запускается с помощью катушки с двумя штифтами на торце и стержня.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
·
Изделия: 1. Игрушечная мебель (из выстроганных по ширине и
толщине заготовок). 2. Модели транспортных средств: повозка, трактор,
грузовой автомобиль (колеса изготавливают учащиеся старших классов),
корабль. 3. Поделки из природных материалов.
·
Технические сведения. Распространенные в данной местности породы
деревьев. Свойства их древесины: твердость, цвет, рисунок (текстура), запах,
обрабатываемость.
·
Инструменты: пила-ножовка, драчевый напильник, молоток, клещи,
шило, буравчики.
·
Материалы: гвозди, клей, шкурка. Правила безопасной работы при
пилении. Ознакомление учащихся с изделиями из сучков, веток, корней
деревьев.
Практические работы
·
Анализ образцов изделий и технических рисунков их деталей. Разметка
деталей по заданным размерам. Отпиливание ножовкой и обработка деталей
напильником, шкуркой. Сборка на гвоздях и клею. Крепление
дополнительных деталей, раскраска.
·
Подбор сучков и веток для изготовления фигур животных, человека.
Сборка путем засверливания отверстий буравчиком, склеивания.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФАНЕРЫ (ВЫПИЛИВАНИЕ ЛОБЗИКОМ И ВЫЖИГАНИЕ)
17
·
Изделия: 1. Силуэты с преимущественно прямоугольными кромками
(сельский дом, грузовая автомашина). 2. Силуэты птиц и зверей.
·
Технические сведения. Лобзик ручной. Устройство, приемы работы,
правила безопасности.
·
Фанера. Различие фанеры по толщине. Технологические свойства
фанеры.
·
Отделочные материалы: шкурка, бесцветный лак, олифа. Их свойства и
применение.
Практические работы
·
Перевод рисунка на заготовку с помощью копировальной бумаги.
Крепление заготовки при ручном выпиливании. Приемы выпиливания на
изгибах контура кромки изделия. Шлифовка изделия шкуркой. Выжигание.
Подрисовка и раскраска. Нанесение бесцветного лака.
·
Упражнения. Выполнение установочных упражнений в выпиливании
лобзиком и выжигании на материалоотходах.
Самостоятельная работа
РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
(ПРОПЕДЕВТИКА ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОГО ДЕЛА)
РАСТВОРАМИ
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИЛИНА
·
Изделия: 1. Геометрические тела. 2. Посуда. 3. Модели овощей,
фруктов.
·
Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и
материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков.
Эстетические требования к изделиям.
Практические работы
Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе.
Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка
моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия.
ЗАГОТОВКА ГЛИНЫ
18
Технические сведения. Виды и свойства глины. Применение глины. Оценка
качества глины в полевых условиях. «Жирная» и «тощая» глины. Прием
определения готовности глины к работе.
Практические работы
Выкапывание глины. Определение наличия в глине мелких камней и песка на
ощупь. Просушивание, измельчение и просеивание глины. Заливка водой и
удаление примесей.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ИНСТРУМЕНТОВ
ДРЕВЕСИНЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ
И
ПРИСПОСОБЛЕНИЙ
ИЗ
Изделия: 1. Деревянная скалка. 2. Стеки и лопаточки разной формы.
3. Разборные формы для изготовления кирпичей уменьшенных размеров
(заготовки выполняются учащимися старших классов).
Практические работы
·
Анализ образцов и технических рисунков изделий. Измерение
заготовок и разметка по заданным размерам. Отпиливание заготовок.
Обработка ножом, напильником и шкуркой. Покрытие поверхности скалок и
лопаток олифой. Пропитка стеков растительным маслом. Разметка мест
соединения деталей разборной формы и выпиливание выемок для
соединения перегородок.
·
Зачистка деталей шкуркой и отделка олифой.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГЛИНЫ
·
Изделия: 1. Кирпич уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1
и строения на них). 2. Посуда. 3. Фигуры птиц и зверей.
·
Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления.
Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный
брак изделий из глины. Способы отделки и украшения изделий.
Практические работы
·
Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка
сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся
воды, выкладывание теста в мешковину).
·
Формовка кирпичей с помощью формы, подкладной доски, киянки,
лопаточки. Изготовление модели дома.
19
·
Изготовление других изделий: определение формы основной детали и
ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение
формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание.
ОТЛИВКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ АЛЕБАСТРА, ГИПСА, ЦЕМЕНТА
·
Изделия: 1. Барельефы. 2. Фигурки животных и птиц.
·
Технические сведения. Основные свойства алебастра, гипса, цемента.
Растворы для изготовления отливок. Формы для отливок. Правила
подготовки форм для выполнения отливок. Требование к сушке изделий.
Возможный брак при выполнении изделий отливкой и меры его
недопущения.
Практические работы
·
Приготовление раствора. Подготовка форм: выбор форм в
соответствии с изделием, нанесение мастики на стенки формы, заливка
формы раствором. Определение готовности отлитых изделий, выемка,
установка изделий для просушки.
Самостоятельная работа.
Место предмета в учебном плане
Общее количество часов в год 68 ч.
Количество часов в неделю –2часа.
Тематическое распределение количества часов:
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Авторская Рабочая
программа программа
1. Работа с бумагой и картоном.
2. Работа с тканью
3. Работа с металлом и древесиной.
4. Работа с пластическими материалами и растворами.
5. Изделия из древесины.
Итого:
68
6.Учебно-методическая литература
20
22
26
5
11
4
68
21