Рисование (Изобразительное искусство)

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету
«Изобразительное искусство» в 4 классе.
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
4.Содержание программного материала по предмету «Изобразительное искусство»
в 4 классе.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися программного материала по
предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе (личностные и предметные).
6.Перечень

учебно-методического,

материально-технического

программы по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе.

2

обеспечения

1.Пояснительная записка.
Рабочая

программа

по

курсу

«Изобразительное

искусство»

для

учащихся

4

класса специальной (коррекционной) школы разработана в соответствии:


с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (2009 г);



с авторской программой «Программа специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида подготовительный, 0-4 классы» Изобразительное искусство. М.Ю.
Рау, под редакцией Бгажноковой И.М., Москва, «Просвещение» 2011г.



положением о рабочей программе по учебному предмету
Предлагаемая

программа

отражает

государственный

стандарт

начального

образования по образовательной области «Изобразительное искусство».
Цель программы обучения:


использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства

воздействия

на

формирование

личности

ребёнка,

на

интеллектуальную,

эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи программы обучения:


воспитание у учащихся положительных качеств личности (настойчивости,

стремления к познанию, доброжелательности и др.)


воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельности;



работа над развитием у детей эстетических чувств и понимания красоты в

окружающей действительности;


развитие познавательной активности учащихся, формирование приемов

познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;


знакомство учащихся с видами и жанрами искусства и с некоторыми

доступными по содержанию произведениями известных художников;


формирование

у

учащихся

практических

умений

в

разных

видах

художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);


воспитание у учащихся умения работать в заданной последовательности в

соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;

3



формировать

у

учащихся

умение

работать

коллективно,

выполняя

определенный этап в цепи заданий для получения результата в общей деятельности.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения
следующих коррекционных задач:
– основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в
пространстве, последовательности действий);
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
- моторики пальцев;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Изучение учебного материала по изобразительному искусству осуществляется в
процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по
изобразительному искусству.
1.1 Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения»,

«Обучение

воспринимать

композиционной

деятельности»,

«Развитие

и изображать форму предметов, пропорции,

умений

конструкцию»;

«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в
живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
1. Подготовительный период обучения
Введение. Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на урока изобразительного искусства; правила
организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе
изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и
пользоваться

инструментами

(карандашами,

кистью,

располагать изобразительную поверхность на столе.
4

красками),

правильно

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения.
Осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических
фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и
отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости
листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка
произвольной регуляции нажима, произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке, направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении
аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
-отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
- размазывание по картону;
-скатывание; раскатывание, сплющивание;
-примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия
объекта

при подготовке детей к рисованию:

-складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
-совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
-расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в
соответствующих пространственных положениях;
-составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
-приемы работы с ножницами;
-раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в
соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа
от…, посередине;
5

-приемы соединения аппликации с изобразительной поверхностью с помощью
пластилина;
-приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования с твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
-рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу);
-рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых
вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии, линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линий
(по образцу);
-рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима
на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных
форм (по образцу);
-штрихование

внутри

контурного

изображения;

правила

штрихования

(беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
- рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
-приемы рисование руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование
пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
-приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой
бумагой, трубочкой и т.п.;
-приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование
сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
-правила обведения шаблонов;
-обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм,
букв, цифр.
2. Обучение композиционной деятельности
6

Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве.

Понятия:

горизонталь,

вертикаль,

диагональ

в

построении

композиции. Определение связи изображения и изобразительной поверхности.
Композиционной

центр

(зрительный

центр

композиции).

Соотношение

изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или
горизонтально).
Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при
использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия
горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания.
Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и
второстепенное в композиции.
Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и
светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.
Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и
декоративном рисовании.
3. Развитие умений воспринимать и

изображать

форму

предметов,

пропорции, конструкцию.
Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент,
объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия,
аппликация и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных
предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых
предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств. Необходимых для
передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тел человека, животных и т.д.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
7

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных
деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей,
вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по
контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение
шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента;
чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в
центре и т.п.)
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в
лепке, аппликации, рисунке.
4. Развитие

восприятия

цвета

предметов

и

формирование

умения

передавать его в живописи
Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и
холодные

цвета.

Смешение

цветов.

Практическое

овладение

основами

цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа с кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на
палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темнозеленый и т.д.)
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа,
его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний
при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо – примакивание кистью;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная
живопись (лессировка) и т.д.
8

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
5.Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:«Изобразительное

искусство в повседневной жизни

человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов,
дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративноприкладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.
Какие материалы используют художник (краски, карандаши и т.д.). Красота
разнообразие природы,

и

человека, зданий, предметов, выраженные средствами

живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И.
Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И.
Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И.
Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст,
статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор
(мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем

- основа языка скульптуры.

Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы
создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства».
Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов
быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художникидекораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев,
морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.
Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская,
жостовская роспись и т.д.).
Программой предусматриваются следующие виды работы:

9

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти,
представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование;
- лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или
по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной
композиции;
- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
- проведение беседы о содержании рассматриваемых

репродукций картин

художников, книжных иллюстраций, картинок, произведений народного и
декоративно-прикладного искусства.
Место предмета в учебном плане
Количество

часов

по

учебному

плану

образовательного

учреждения

по

изобразительному искусству в 4 классе составляет 34 часа в год, 1 час в неделю, что
в полном объеме соответствует примерной программе основного общего
образования по изобразительному искусству 4 класс.
2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету
«Изобразительное искусство» в 4 классе.
В программу по изобразительному искусству включены знания в области
искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
-овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка,
живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками
восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
-освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства;
формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров,
концертов и др.;

10

-развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов
искусства,

собственной

ориентировки

и

индивидуальных

предпочтений

в

восприятии искусства;
-формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической
жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и
обыденной жизни;
-развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к
освоению элементарных форм художественного ремесла.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников,
максимального

развития

дифференцированного

к

познавательных
ним

подхода.

интересов,

Поэтому

в

целях

индивидуальномаксимального

коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой
материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на
повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Особое место занимает работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 1, 2 классов.
Новые слова, словосочетания:
- художник, природа, красота; белила, палитра;
-ритм (в узоре); фон; украшение, движение;
- загораживать, украшать, изображать, рассматривать. Сравнивать;
- уменьшаться (маленький), увеличиваться (большой); придумывать;
- идёт, бежит, стоит; развивается (флаг на ветру); примакивать, высыхать (о краске);
- светлый (светло – синий); голубой, розовый, серый; широкий, узкий; высокий,
низкий; близко, далеко;
-форма предмета, кончик кисти, ритм в узоре, «картофельный» штамп, русский
узор, народный узор; Россия, Русь, народ.
Новые фразы:
- Приготовить рабочее место. Рисуй, чтобы было похоже (одинаково). Рисуй по
памяти. Работай кончиком кисти, вот так.
- Помой кисточку в воде.

11

- В узоре повторяется форма и цвет; фон в узоре жёлтый; форма предмета похожа на
овал.
- Сначала нарисую ствол, потом ветки… Машина загораживает дом.
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
Освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости, которая
создана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью,
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом
социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной
цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Личностные результаты освоения образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции, необходимые для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающие формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Личностные результаты освоения программы включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося,
социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам обучающихся, освоивших программу «Изобразительное
искусство», относятся:
 положительное отношение и интерес к процессу изобразительной
деятельности и ее результату;
 приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов
искусства;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из
возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем,
выражения настроения, переживаний, эмоций;
 умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно
реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную
реакцию (красиво/некрасиво);

12

 представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в
области изобразительной деятельности, способность к оценке результата
собственной деятельности;
 стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с
разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и
выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;
 умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не
получилось); принятие факта существование различных мнений;
 проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
 стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметнопрактической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной
изобразительной деятельности;
 стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков
и накоплению общекультурного опыта;
 стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной
творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия для решения практических и
творческих задач.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
4.Содержание программного материала по предмету «Изобразительное
искусство» в 4 классе.
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение
величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от
наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с
изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов
деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с
использованием
симметричного
расположения
ее
частей
(элементов),
позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
13

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на
курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел,
сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Примерные задания
«Рисование с натуры: "Ваза с цветами" (натюрморт); "Веточка мимозы";
Рисование на тему: "Грузовик и автобус едут по городу" (на фоне домов городского
типа); "Деревья осенью. Дует ветер"; "Ребята катаются с гор".
Декоративное рисование: "Полотенце" (узор в полосе, элементы узора - листья,
цветы, уточки).
Составление аппликации: "Фантастическая (сказочная) птица".
Декоративная лепка: "Кувшин в виде поющего петуха".
Раздел: «Развитие уучащихся умений воспринимать и изображать форму
предметов, пропорции, конструкцию»
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения.
Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность
изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения фронтального
поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта"; самостоятельной
работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в
ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор"
ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица
человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и
кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе;
составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора
- геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне "Дерево на ветру"; игрушка "Лошадка" - по мотивам
каргопольской игрушки; "Зайка", "Котик" "Петушок" - стилизованные образы, по
выбору учащихся;
Аппликация: составление узора в круге и овале из вырезанных цветных маленьких и
больших кругов, силуэтов цветов, листьев; "Чебурашка", "Мишка" (из вырезанных
кругов и овалов), с дорисовыванием.
Рисование с натуры и по памяти предметов несложной слабо расчлененной формы
(листьев дуба, крапивы, каштана; растение в цветочном горшке); предметов с
характерной формой, несложной по сюжету дерево на ветру);
14

- передавать
глубину
пространства,
используя
загораживание
одних
предметов другими, уменьшая размеры далеко расположенных предметов от
наблюдателя;
работать акварелью "по-мокрому".
5.Результаты изучения предмета
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Вместе с тем отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по
этому варианту программы.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся IV класса к концу
учебного года.
Учащиеся должны знать:
•

материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного

искусства;
•
•

способы работы по мокрой и сухой бумаге;
названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из

жизни, сюжетный);
• названия

некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково,

Городец);
•

явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.
Учащиеся должны уметь:

•

рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять

части, видеть пропорции);
•

рисовать по памяти, после проведённых наблюдений;

•

использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов

другими в работе над аппликацией или в рисунке;
•

выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;

•

применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;

•

сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в

его композиции;
•

осветлять и затемнять краски, используя белила и чёрную краску;
15

•

закрашивать силуэт краской, разведённой до нужной консистенции;

•

рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с

краской и кистью;
•

в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец I этапа обучения (IV
класс):
Минимальный уровень:
 знание
названий
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
 знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы
предмета и т.д.;
 знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;
 пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
 знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
 организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
 следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная
организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
 владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
 рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по
воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
 применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
 ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы
предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
 адекватная
передача
цвета
изображаемого
объекта,
определение
насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности
цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
 узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
16

 знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт,
пейзаж и др.);
 знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково,
Гжель, Городец, Хохлома и др.);
 знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
 знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная
поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;
 знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента,
стилизации формы предмета и т.д.;
 знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
 знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
 нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах
учебника, рабочей тетради;
 следование при выполнении работы с инструкциям учителя или инструкциям,
представленным в других информационных источниках;
 оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
 использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
 применение разнообразных способов лепки;
 рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
 различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
 различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и
декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное
изображение.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».