Музыка

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
1.1.

Нормативно

-

правовые

основы

для

проектирования

рабочей

программы по музыке.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
1.3Место учебного предмета в учебном плане
2.Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
3.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету
«Музыка» в 4 классе.
4.Содержание программного материала по предмету «Музыка» в 4 классе.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Музыка» в 4
классе (личностные и предметные)
6.Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения
программы по предмету «Музыка» в 4 классе.

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая

программа

по

курсу

«Музыка»

для

учащихся

4

класса специальной (коррекционной) школы разработана в соответствии:


с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (2009 г);



с

авторской

программой

«Программа

специальных

(коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под
редакцией В. В. Воронковой, 2013 г.


положением о рабочей программе по учебному предмету
Целью данной программы является: овладение детьми музыкальной культурой,
развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются
умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение
слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования,
умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные
переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной
выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические
особенности, исполнительские навыки.
1.1.Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей
программы по музыке.
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993 года).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года N 273-ФЗ.
3

4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5.

Концепция

долгосрочного

социально-

экономического

развития

Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития
образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от
17 ноября 2008г. №1662-р).
6.

ФГОС

начального

общего

образования

(утвержден

приказом

Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
года № 373).
7. ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(проект).
8. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных
(коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997
N 48 (ред. от 26.12.2000).
9. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О
дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 №
48».
10. Концепция специального федерального государственного стандарта для
детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья/

Малофеев

Н.Н.,

Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
11.

Санитарно-эпидемиологические

правила

СанПиН

2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29
декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 29 декабря 2010 года.

4

12.

Федеральный

базисный

учебный

план

(Приказ

Министерства

образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных

учреждений

Российской

Федерации,

реализующих

программы общего образования».
13. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования» №
1015 от 30.08.2013г.
14. Приказ МЗ РФ от 21.03.2003 г. № 113 «Об утверждении концепции
охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»,
15. Приказ МЗ РФ от 24.10.2003 г. № 506/92 «Об утверждении программы
«О мерах по улучшению состояния здоровья детей РФ на 2004—2010 гг.»
16. Межведомственная программа «О мерах по улучшению здоровья детей
РФ на 2003—2010 гг.».
17. Приказ Минздрава России и Минобразования России от 04.04.2003 г. №
139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий
в деятельность образовательных учреждений».
18. «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья детей»,
утвержденная приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 г. №621
19. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида для подготовительного, 1-4 классов,
образования

и

науки

Российской

(допущенной Министерством

Федерации)

под

редакцией

Воронковой, авторы И.В. Евтушенко Москва, «Просвещение», 2013г.
1.2 Общая характеристика учебного предмета

5

В.В.

Среди

таких

школьных

предметов

эстетического

цикла,

как

изобразительное искусство, ритмика, танец, музыка занимает значительное
место и становится неотъемлемой частью эстетического воспитания детей с
нарушением интеллекта. Работа в школе с детьми с интеллектуальными
нарушениями требует повышенного внимания со стороны педагога.
Возможности восприятия предмета у таких детей ограниченны, но, тем не
менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой
навыками,

понять

нормализации

и

запомнить

психических

материал.

процессов,

Музыка

преодолению

способствует
невротических

расстройств, свойственных учащимся коррекционных школ.
Учащиеся должны получать от урока только положительные эмоции.
Главная задача педагога музыки– придать всем видам работы с детьми
эмоциональную привлекательность.
Занятия

музыкой

способствуют

развитию

нравственных

качеств

школьника, адаптации его в обществе.
В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие
принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение на основе передовых психолого – педагогических
технологий.
Для

осуществления

этих

принципов

учителю

музыки

необходимо

разобраться в структуре аномального развития личности ребенка с
нарушением

интеллекта;

оценивать

уровень

развития

музыкальных,

творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
1.3 Место учебного предмета в учебном плане
Урок музыки в специальной коррекционной школе является составной
частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Музыка 4 класс»
составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение
данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения.
6

Предмет «Музыка» изучается в 1-4-х классах. В соответствии с учебным планом,
реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Нормативный срок освоения программы учебного предмета «Музыка» на
этапе начального общего образования

учащихся с легкой

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет четыре года.
Реализация программы по учебному предмету «Музыка» проводится в
урочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть:
урок-путешествие,
ролевая

игра,

урок-прогулка,

урок-концерт,

урок-экскурсия,

урок-спектакль,

урок-диалог,

урок-

урок-викторина,

урок-

презентация, урок-импровизация и другие.
2.Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ―
программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего
школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным
и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД
реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и
позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования

школьников

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями).
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы
учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение
содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД не
обладают

той

степенью

обобщенности,

которая

обеспечивает

самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся
учебных и внеучебных условиях. БУД формируются и реализуются только в
совместной деятельности педагога и обучающегося.
7

БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной
отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной,
коммуникативной, личностной.
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его
подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными
видами профильного труда.
Задачами реализации программы являются:
― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
― овладение

комплексом

базовых

учебных

действий,

составляющих

операционный компонент учебной деятельности;
― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,
планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее
результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:
•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические

особенности

и

своеобразие

учебной

деятельности

обучающихся;
•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных
предметов;
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых
учебных

действий

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения
обучения школе.
с

ней

и

эстетическому

ее

восприятию;

целостный,

социально

ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений,

договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки.
8

3.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Музыка» в 4 классе.
Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки
пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются
необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и
выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о
творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся
воспринимать музыку.
Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение»,
«Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от
использования различных видов музыкальной и художественной
деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные,
тематические и комплексные типы уроков.
Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание
деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в
классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной
деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим
эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание
бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевальноритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на
простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее
воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной,
любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к
колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного
воздействия — убеждение и внушение.
После достижения состояния готовности класса происходит плавный
переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все
традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых
многосоставен.
Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее
обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые
музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания.
Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой

9

эмоциональной
атмосферы,
служит
положительным
стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

примером,

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом
деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется
1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с
другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся
выучивают от 10 до 15 песен.
Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к
минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения
умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких как изображение
музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактнологическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения,
оборудуется:
·
музыкальными инструментами (фортепиано или электронномузыкальный клавишный инструмент, инструментарий К. Орфа и др.);
·
техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для
виниловых и компактдисков, видеоаппаратура, диапроектор);
·
музыкально-дидактическими пособиями (аудио и видеозаписи,
компактдиски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические
игры, нотная и методическая литература).
В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание
(картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую
звукоизоляцию. Дети во время уроков располагаются на некотором
расстоянии друг от друга. Учебные места двигательно расторможенных
детей находятся на минимальном расстоянии от преподавателя.
Продолжением работы по музыкальному воспитанию являются внеклассные
мероприятия: специальные музыкальные занятия, кружки, массовые
мероприятия, введение музыки в режимные моменты учащихся.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида
имеется возможность проведения внеклассных музыкальных занятий с
группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами
учащихся одного класса. Занятия могут проводиться в малых группах,
подгруппах, с учетом эмоционально-поведенческих расстройств или
10

индивидуально с детьми, имеющими тяжелые, стойкие психопатоподобные
расстройства поведения, ограничивающие участие таких детей в
коллективных видах деятельности.
Дополнительное музыкальное образование и воспитание представляется в
виде кружков. Занятия кружков проводятся не только со способными в
музыкальном отношении учащимися, но и со всеми желающими. Вся
кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания
направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных
способностей, умений и их дальнейшее развитие.
Из массовых форм проводятся следующие мероприятия: утренники,
посвященные календарным датам; музыкальные праздники; постановка
музыкальных спектаклей; представлений; конкурсы песни; смотры
художественной самодеятельности; танцевальные вечера, дискотеки;
посещение концертов, оперных и балетных спектаклей.
Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального
воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту
(самостоятельное музицирование детей; слушание радиои телепередач,
музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя
зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни
осуществляет учитель музыки. Он должен следить не только за тем, чтобы
дети воспринимали и исполняли специально подобранные музыкальные
произведения, но и ограничивать музыкально-звуковую информацию,
негативно влияющую на общее развитие учащихся. Благотворное
воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании
положительных эмоций, которые активизируют мышление, память,
воображение,
снижают
возбудимость,
агрессивность.
Негативное
воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно
эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую
направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую
сферу детей такие стили, как роки рэп-музыка, вызывающие у них состояния,
по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями
депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со
стороны сознания.

11

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям,
являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая
направленность. Обязательным условием является учет как образного
содержания, так и художественной формы музыкальных произведений.
Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы,
связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей,
воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен:
игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочногероические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее
любимые детьми объекты, отраженные в музыке.
На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные
ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента. Это
небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения детьми даже
несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетикофонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для
пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять
следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный
для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для
произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для
воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами,
художественной привлекательностью; эмоциональностью, чем более
доступные, но с маловыразительной мелодией.
4.Содержание программного материала по предмету «Музыка» в 4
классе.
Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников,
большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального
репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с
музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно
обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на
познавательные способности, является естественной формой овладения
богатством музыкальной культуры.
Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости
от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может
быть изменен в зависимости от местных условий.
12

·
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале.
·

Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.

·
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием
звучания на всем диапазоне.
·
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе
группы и индивидуально, четко выдерживать ритмический рисунок
произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
·
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание
исполнения.
·
Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать
гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять
гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте песни.
ПЕНИЕ
·
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале.
·
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные,
хорошо знакомые песни.
·

Работа над кантиленой.

·
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения
мелодии: звуки высокие, низкие, средние: восходящее, нисходящее движение
мелодии и на одной высоте.
·
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или
снизу вверх).
·

Развитие умения определять сильную долю на слух.

·
Развитие умения отчетливого произнесения текста в быстром темпе
исполняемого произведения.

13

·
Формирование элементарных представлений о выразительном
значении динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо).
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
·
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и
художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых
создаются образы.
·
Развитие умения различать марши (военный, спортивный,
праздничный, шуточный, траурный), танцы (вальс, полька, полонез, танго,
хоровод).
·
Формирование
элементарных
представлений
о
многофункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для
отдыха, релаксации).
·
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных
инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина,
баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка и
др.
·

Игра на музыкальных инструментах.

·
Закрепление
инструментах.
·

навыков

игры

на

уже

знакомых

музыкальных

Обучение детей игре на фортепиано.

Примерный музыкальный материал для пения
Первая четверть
·
Без труда не проживешь. Музыка В. Агафонникова, слова В. Викторова
и Л. Кондрашенко.
·

Золотистая пшеница. Музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой.

·

Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

·

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

·

Чему учат в школе. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
14

·

Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца.

Вторая четверть
·
Колыбельная Медведицы.
Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева.
·

Из

мультфильма

«Умка».

Музыка

Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова.

·
Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Музыка
А. Флярковского, слова А. Санина.
·

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского.

·
Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Музыка
Ю. Чичкова, слова М. Пляцковского.
Третья четверть
·
Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка
А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.
·

Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова.

·

Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина.

·

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой.

Четвертая четверть
·

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня.

·

Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.

·

Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового.

·

Во кузнице. Русская народная песня.

·
Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром».
Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.
·

Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

Музыкальные произведения для слушания
·

В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР».
15

·

Н. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко».

·
К. Брейбург — В. Леви. Смысл. Отпускаю себя. Волны покоя. Не
уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный сад».
·

Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости».

·

Монте. Чардаш.

·
В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор,
к. 331.
·
Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме
Г. Ибсена «Пер Гюнт».
·

П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома».

·

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».

·

Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане».

·
Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать
восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.
·
Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова,
слова Л. Дербенева.
·
Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка
В. Казенина, слова Р. Лаубе.
·
В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк».
Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского.
·

Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева.

·

Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
·

современные детские песни для самостоятельного исполнения;

·

значение динамических оттенков (форте — громко, пиано — тихо);

·
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина,
баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
16

·
особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто,
скачкообразно);
·
особенности музыкального языка современной детской песни, ее
идейное и художественное содержание.
Учащиеся должны уметь:
·

петь хором, выполняя требования художественного исполнения;

·

ясно и четко произносить слова к песнях подвижного характера;

·
исполнять
самостоятельно;

хорошо

выученные

песни

без

сопровождения,

различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.

·

Тематическое распределение количества часов:
№.п/п

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.

Название раздела, темы

Кол-во
часов

Закрепление певческих навыков, полученных в
предыдущем классе.
Разучивание: «Без труда не проживёшь» музыка
В.Агафонникова.
Развитие умения петь без сопровождения.
Разучивание: «Без труда не проживёшь» музыка
В.Агафонникова.
Работа над кантиленой.
Разучивание: «Золотистая пшеница» музыка
Т. Попатенко
Дифференцирование звуков по высоте.
Разучивание: «Золотистая пшеница» музыка
Т. Попатенко
Направление движения мелодии.
Разучивание: «Осень» музыка Ц.Кюи.
Восходящее и нисходящее направление мелодии.
Разучивание: «Осень» музыка Ц.Кюи.
Высота мелодии.
Разучивание: «Настоящий друг» музыка Б.Савельева.
Развитие умения показывать рукой ход мелодии.
Разучивание: «Настоящий друг» музыка Б.Савельева
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Разучивание: «Чему учат в школе?» музыка В.Шаинского.

1

17

1

1

1

1
1
1
1
1

10. Понятие «синкопа».
Разучивание: «Чему учат в школе?» музыка В.Шаинского
11. Умение работать в быстром темпе.
Разучивание: «Наш край» музыка
Д. Кабалевского.
12. Понятия «форте» и «пиано».
Разучивание: «Наш край» музыка
Д. Кабалевского.
13. Сказочные сюжеты в музыке.
Разучивание: «Колыбельная Медведицы» музыка
Е.Крылатова.
14. Музыкальные средства.
Разучивание: «Колыбельная Медведицы» музыка
Е.Крылатова.

1

15. Идейно-художественное содержание музыки.
Разучивание: «Снежный человек» музыка
Ю. Моисеева.
16. Развитие умения различать марш.
Разучивание: «Снежный человек» музыка
Ю. Моисеева.
17. Виды танцев.
Разучивание: «Будьте добры» музыка А.Флярковского.
18. Многофункциональная музыка.
Разучивание: «Будьте добры» музыка А.Флярковского.
19. Оркестр народных инструментов.
Разучивание: «Розовый слон» музыка
С. Пожлакова.
20. Народные музыкальные инструменты.
Разучивание: «Розовый слон» музыка
С. Пожлакова.
21. Игра на музыкальных инструментах.
Разучивание: «Волшебный цветок» музыка Ю.Чичкова.
22. Обучение игре на фортепиано.
Разучивание: «Волшебный цветок» музыка Ю.Чичкова.
23. Учись слушать музыку.
Разучивание: «Маленький барабанщик» музыка
А. Давиденко.
24. Пение звукоряда.
Разучивание: «Маленький барабанщик» музыка А.
Давиденко.
25. Узнай по ритму.
Разучивание: «Не плачь, девчонка!» музыка
В. Шаинского.

1

18

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1

1

1

26. Музыкальные регистры.
Разучивание: «Не плачь, девчонка!» музыка
В. Шаинского.
27. Певческие регистры.
Разучивание: «Пусть всегда будет солнце!» музыка
А. Островского.
28. Ритм, строй, ансамбль.
Разучивание: «Пусть всегда будет солнце!» музыка
А. Островского.
29. Элементарное понятие о нотной грамоте.
Разучивание «Солнечная капель». Музыка С.Соснина.
30. Биография и творчество П.И.Чайковского.
Разучивание: русской народной песни «Ах, вы, сени, мои
сени».
31. Характер песни.
Разучивание: «Маленький ковбой» музыка В.Малого
32. Окраска произведения.
Разучивание «Песня о волшебниках» музыка Г.Гладкова.
33. Знаки «диез» и «бемоль». Их значение.
Разучивание русской народной песни «Во кузнице» и
песни «Мир похож на цветной луг» музыка В.Шаинского.

1

34. Обобщение материала.
Разучивание: «Родная песенка» музыка Ю.Чичкова.

1

1

1

1
1

1
1
1

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Достижение

личностных

и

предметных

результатов

освоения

программы учебного предмета «Музыка» обучающимися с интеллектуальной
недостаточностью

происходит в процессе активного восприятия и

обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного
опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и
игры

на

элементарных

музыкальных

инструментах,

пластическом

интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными
и социальными компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими становление социальных
отношений обучающихся в различных средах:
19

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю

России,

осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной
музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном
процессе;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной
действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и
др.;
-

формирование представлений о нравственных нормах, развитие

доброжелательности

и

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания

чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой
музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в
разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе
развития музыкально-эстетического сознания,
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях,
способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем в
процессе

музыкальной

исполнительской

деятельности

на

уроках

и

внеклассных мероприятиях в школе и за ее пределами;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия в процессе освоения разных типов
индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через
развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного
начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным
ценностям музыкальной культуры;

20

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности
и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации
успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
В результате освоения рабочей
учащиеся 4

программы учебного предмета «Музыка»

класса с интеллектуальными нарушениями научатся проявлять

эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному
искусству

и

музыкальной

деятельности;

формировать

позитивную

самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом
потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных
музыкально-исполнительских замыслов. Кроме того

школьники научатся

эмоционально выражать свое отношение к искусству, размышлять о музыке,
выражать свое, личное отношение к звучащей музыке, объяснять, почему у
них возникло то или иное мнение. Постепенно у детей возникает желание и
потребность слушать музыку вновь и вновь, при этом они понимают, что
музыка не абстрагируется от жизни, она составная и необходимая ее часть.
Дети начинают понимать, что слушать и видеть прекрасное, говорить о
прекрасном – значит улучшаться.
Предметные результаты отражают владение элементами музыкальной
культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,
элементарные эстетические суждения, элементарный опыт музыкальной
деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Личностными результатами изучения курса являются:
- развитие музыкального слуха,
- вокально-хоровые навыки;
- развитие речи на основе практической деятельности;
- исправление недостатков познавательной деятельности,
-наблюдательности,
-воображения;
21

- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению предмета
«Музыка»;
- коррекция недостатков умственного и физического развития обучающихся
данной школы;
- развитие эстетических представлений,
-слухового внимания,
-чувства ритма,
-понимания содержания песен на основе характера мелодии,
-эмоциональное исполнение песен и восприятие музыкальных произведений;
- усвоение минимальных знаний по теории музыки:
Предметными результатами изучения курса являются: выполнения под
руководством учителя практических видов деятельности
(интонирование мелодии, пение, слушание, игра на музыкальных
инструментах); закладываются основы таких социально ценных, личностных
и нравственных качеств, как уважение к культурному наследию,
любознательность, чувство товарищества, ответственности, эстетическое
восприятие действительности, любовь к прекрасному. Наблюдения,
сравнения, анализ, классификации, обобщения. Получение первоначального
опыта хорового пения, разностороннее культурно-эстетическое развитие,
адаптация в обществе. Учащиеся специальных (коррекционных) школ,
страдая умственными и физическими недостатками, нарушением
эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе
нуждаются в постоянном и последовательном обогащении мировосприятия,
мироощущения, социального опыта и что особенно актуально - эстетической
куль
4 класс
Минимальный уровень:
определение характера и содержания
произведений, предусмотренных Программой;
22

знакомых

музыкальных

представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре-си;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач,
стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.
Задачи образовательные:
·
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений
различных жанров, а также в процессе собственной музыкальноисполнительской деятельности;
·

формировать музыкально-эстетический словарь;

·

формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
23

совершенствовать певческие навыки;

·

·
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух,
музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкальноисполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
·
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через
занятия музыкальной деятельностью;
·
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения;
·
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость;
активизировать творческие способности.

·

Задачи коррекционно-развивающие:
·

корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

·

корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

6. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 классы» - СПб.: Просвещение,
2013.
2.Арсеневская О.Н.«Система музыкально – оздоровительной работы в
детском саду»-Волг.:Учитель, 2011.
3. Бгажнокова И. М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием
интеллекта» - М.: Владос, 2007.
4.Бырченко Т. «Хрестоматия по сольфеджио и ритмике» - М.:
Композитор, 1993.
5.Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». – М.: Музыка, 1969.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».