Математика

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Математика» в 4 классе.
3. Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
4. Содержание

программного

материала

по

учебному

предмету

обучающимися

предмета

«Математика» в 4 классе.
5. Планируемые

результаты

освоения

«Математика» в 4 классе (личностные и предметные).
6. Перечень

учебно-методического,

материально-технического

обеспечения программы по предмету «Математика» в 4 классе.

2

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по математике

разработана на основе Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, авторской
учебной

программы

по

математике

для

1-4

специальных(коррекционных) образовательных учреждений

классов

VIII вида:

Подготовительный, 1-4 классы, авторы-составители М.Н. Перова, В.В. Эк,
под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2013г.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
 становление

основ

гражданской

идентичности

и

мировоззрения

обучающихся;
 формирование

основ умения учиться и способности к организации своей

деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
 духовно-нравственное

предусматривающее

развитие
принятие

и

ими

воспитание

моральных

обучающихся,

норм,

нравственных

установок, национальных ценностей;
 укрепление

физического и духовного здоровья обучающихся.

Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
к жизни в современном обществе и овладение доступными профессиональнотрудовыми навыками. Исходя из основной цели, задачами обучения
математике являются:


формирование

доступных

умственно

обучающимся

с

умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,

необходимых

для

решения

учебно-познавательных,

учебно-

практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
3

 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;


формирование

аккуратности,

положительных

качеств

настойчивости,

личности,

трудолюбия,

в

частности

самостоятельности,

терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль
Основной формой обучения является урок;

методами обучения –

метод наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с
учебником, дидактические игры;

приемы обучения – осуществление

индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных
особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей. За
чтением осуществляется повседневный и текущий контроль.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
Учебник

для

общеобразовательных

организаций,

реализующих

адаптированные основные общеобразовательные программы
Т.В. Алышева, И.М.Яковлева«Математика» 4 класс. В 2 частях. Москва
«Просвещение»2018г.

Данный

учебник

допущен

Министерством

образования РФ.
Математика

является

одним

из

важных

общеобразовательных

предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка обучающихся
этой категории к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально-трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются:
 формирование доступных умственно обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и
умений,

необходимых

для

решения

4

учебно-познавательных,

учебно-

практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности
их использования при решении соответствующих возрасту задач;
 коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных
качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей;
 формирование положительных качеств личности, в частности
аккуратности,

настойчивости,

трудолюбия,

самостоятельности,

терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность,
доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
В Основных положениях концепции специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями
здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление
потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и
будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение
знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в
обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие
стороны образовательного процесса. Поэтому в программу включены
математика и применение математических знаний:


овладение

началами

математики

(понятием

«числа»,

вычислениями,

решением простых арифметических задач и др.);


овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в
различных

видах

обыденной

практической

деятельности,

разумно

пользоваться карманными деньгами и т.д.);


развитие вкуса и способности использовать математические знания для
творчества.
Значимость математики определяется ее ролью в научно-техническом
прогрессе, в производстве, а также важностью математического образования
для

формирования

интеллектуальных

духовной
и

среды

подрастающего

морально-этических
5

качеств

человека,

через

его

овладение

обучающимися конкретными математическими знаниями, необходимыми
для применения в практической деятельности, достаточными для изучения
других дисциплин. Поэтому изучение математики направлено на освоение
базовых учебных действий (БУД). Базовые учебные действия, формируемые
у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало
школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой —
составляют основу формирования в старших классах более сложных
действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как
субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него
уровне.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся
к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить
использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся
должны учиться оформлять в громкой речи.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так
как

большинство

математических

представлений

и

понятий

носит

взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии
овладения

способами

нахождения

сходства

и

различия,

выделения

существенных признаков и отвлечения от несущественных, использования
приемов классификации и дифференциации, установления причинноследственных связей между понятиями.
Ведущими методами обучения являются: демонстрация, наблюдение,
упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа
и др.
На уроках математики формируется и развитие речи учащихся. Поэтому
учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом
для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование
предметно-практической деятельности и действий с числами.
Основной формой организации процесса обучения математике является
урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является
6

фронтальная

работа

при

осуществлении

дифференцированного

и

индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от
тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого
ребенка класса.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти
каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного
времени в процессе обучения математике.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики.
В 3 классе закладываются основы математических знаний, умений, без
которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет
затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и
повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел
первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти,
однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления.
Организация

самостоятельных

работ

должна

быть

обязательным

требованием к каждому уроку математики. Самостоятельная работа должна
быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены,
установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над
ошибками.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по
математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся в
коррекционной школе.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах —
органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие
познавательных способностей детей, практическая направленность обучения,
выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со
спецификой математического материала придается учету возрастных и
индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного
подхода в обучении.
7

2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Математика» в 4 классе.
Учащиеся в классе разного уровня

подготовки,

поэтому предстоит

построить работу на уроках таким образом, чтобы учесть особенности
каждого ребенка. Настоящая программа учитывает это.
3. Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
Личностные

и

предметные

результаты

освоения

учебного

предмета (математики)
Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

ребенка

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. Оценка предметных результатов в 1 классе не
производится.
4.Содержание программного материала
·

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд

(все случаи).
·

Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного

числа из двузначного с переходом через разряд.
·

Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом

через разряд.
·

Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

·

Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5,

6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
8

·

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10.

Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.
·

Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение:

1 ц = 100 кг.
·

Единица

(мера)

длины — миллиметр.

Обозначение:

1 мм.

Соотношение: 1 см = 10 мм.
·

Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение:

1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по
часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го).
Двойное обозначение времени.
·

Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в

несколько раз.
·

Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи).

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
·

Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

·

Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника —

замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее
длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по
данной длине ее отрезков.
·

Взаимное

положение

на

плоскости

геометрических

фигур

(пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как
частный случай прямоугольника.
·

Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного

треугольника.
·

Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее),

боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

5.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
(математики).
9

Личностные

результаты

включают

овладение

обучающимися

социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения

ребенка

в

овладении

социальными

(жизненными)

компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию

новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и
включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и
организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в

коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом

уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для
формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных

логических операций, которые необходимы для усвоения и использования
знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего
формирования логического мышления школьников.
Умение

использовать

все

группы

действий

в

различных

образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Личностные БУД
1. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
3. Оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной
оценке собственных поступков.

10

4. Выполнять правила этикета. Внимательно и бережно относиться к
природе, соблюдать правила экологической безопасности.
Регулятивные БУД
1. Самостоятельно или

под руководством учителя организовывать свое

рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
4.

Определять

план

выполнения

заданий

на

уроках,

внеурочной

деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающем стандартные учебные действия.
6. Осуществлять самопроверку работ.
7. Корректировать выполнение задания.
Познавательные БУД
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
2. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в
учебниках.
3. Подробно и кратко пересказывать прочитанное или прослушанное,
составлять простой план.
Коммуникативные БУД
1.Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения.
2.Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных книг,
понимать

прочитанное;

понимать

тему

высказывания

(текста)

по

содержанию, по заголовку.
3. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, задавать вопросы.
4. Выполнять различные роли в группе.
Во время обучения в I-м классе, а также в течение первого полугодия
II-го класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того
11

или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным
результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под
прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с
определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными

нарушениями)

предметных

результатов

должна

базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного
подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в
становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая
оценочная деятельность образовательных организаций и педагогов, и в
частности

отслеживание

динамики

образовательных

достижений

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
данной образовательной организации.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
·

различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел

в пределах 100;
·

таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило

умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
·

названия компонентов умножения, деления;

·

меры длины, массы и их соотношения;

·

меры времени и их соотношения;

·

различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

·

названия элементов четырехугольников.
12

Учащиеся должны уметь:
·

выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

·

практически пользоваться переместительным свойством умножения;

·

определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

·

решать,

составлять,

иллюстрировать

все

изученные

простые

арифметические задачи;
·

самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать

составные арифметические задачи в два действия;
·

различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

·

вычислять длину ломаной;

·

узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух

прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения;
·

чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника

на нелинованной бумаге.
Примечания.
1.

Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но

обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на
печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.
2.

Узнавание,

моделирование

взаимного

положения

фигур

без

вычерчивания.
3.

Определение времени по часам хотя бы одним способом.

4.

Решение составных задач с помощью учителя.

5.

Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с

помощью учителя.
Программа

определяет

два

уровня

овладения

результатами: минимальный и достаточный.
13

предметными

Достаточный уровень

освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем,
отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по
математике не является препятствием к продолжению образования.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных
результатов по математике на конец обучения в 4 классе:
Достаточный (базовый) уровень:
• Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100.
• Знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правила
умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.
• Называть компоненты умножения, деления.
• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их
соотношения.
• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.
• Называть элементы четырехугольников.
• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.
• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
• Определять время по часам тремя способами с точностью до 1 минуты.
• Решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые
арифметические задачи.
• Самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать
составные арифметические задачи в два действия.
• Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
• Вычислять длину ломаной.
• Узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух
прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки
пересечения.
• Чертить прямоугольник ( квадрат) с помощью чертежного угольника на
нелинованной бумаге.
Минимально достижимый уровень:
• Различать устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах
100.
• Уметь пользоваться таблицами умножения всех однозначных чисел и числа
10. Правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деление на 1, на 10.
• Называть компоненты умножения, деления.
14

• Знать меры длины, массы и их соотношения. Знать меры времени и их
соотношения.
• Знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур.
• Называть элементы четырехугольников.
• Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания.
• Практически пользоваться переместительным свойством умножения.
• Определять время по часам хотя бы одним способом.
• Решать простые арифметические задачи.
• Решать составные арифметические задачи в два действия с помощью
учителя.
• Различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии.
• Вычислять длину ломаной.
• Узнавать, называть взаимное положение двух прямых, кривых линий,
многоугольников, окружностей.
• Чертить прямоугольник ( квадрат) с помощью чертежного угольника на
линованной бумаге с помощью учителя.
Описание места учебного предмета, в учебном плане.
На учебный предмет «Математика»» отводится 4часа в неделю. Всего – 136
часов.
Тематическое распределение количества часов:
№п/п

Название раздела, темы

Авторская
программа
кол-во часов

Рабочая
программа
кол-во часов
12

1.

Повторение.

2.

Единица (мера) массы — центнер.

1

3.

Мера длины: мм.

2

4.

Сложение и вычитание чисел в пределах
100 без перехода через разряд (все
случаи).

14

5.

Меры времени.

5

6.

Замкнутые, незамкнутые кривые линии.

1

7.

Окружность, дуга.

1

8.

Умножение и деление чисел

67

9.

Сложение с переходом через разряд
(устные вычисления)

7

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».