1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету
«Речевая практика» в 4 классе.
3. Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
4. Содержание программного материала по предмету «Речевая практика» в 4
классе.
5. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» по
итогам обучения в 4 классе.
6. Перечень
учебно-методического,
материально-технического
программы по предмету «Речевая практика» в 4 классе.
2
обеспечения
1.Пояснительная записка.
составлена с использованием материалов
Программа
государственного
образовательного
стандарта,
примерной
Федерального
адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по речевой практике.
Рабочая
программа
ориентирована
на
учебник
интеллектуальными нарушениями : «Устная речь»
для
обучающихся
для 4 класса, автор
с
С.В.
Комарова. Москва, «Просвещение» 2019г.
Количество часов по программе - 2 часа в неделю.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного
предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены
Федеральным
государственным
стандартом
образования
обучающихся
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основная цель курса « Речевая практика» в начальных классах – развитие
речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные
невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьми в
различных ситуациях;
- заложить основы интеллектуального, эмоционального, речевого, духовнонравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устной и
письменной речью. Данный курс обеспечивает достижение необходимых
личностных и предметных результатов освоения программы по « Речевой
практике», а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общие задачи курса могут быть сформулированы следующим образом:
способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний
детей;
формировать выразительную сторону речи;
3
с
учить строить устные связные высказывания;
воспитывать культуру речевого общения.
1.1.Общая характеристика учебного предмета.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Речевая практика» обусловлено
несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что
задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в
разнообразные нормы коммуникации.
При реализации программы принципиально важно, чтобы учитель выступил в
роли собеседника и помощника при выполнении некоторых заданий. Устные ответы
школьников должны быть направлены на установление взаимопонимания с
окружающими и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны
учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение:
необходимо поощрять его стремление всеми имеющимися в распоряжении
средствами реализовать коммуникативное намерение. С этой целью в виде
тренировочных упражнений должны использоваться игры - театрализации, игровые
задания на составление рассказов, обсуждения и другие виды деятельности,
активизирующие живое общение школьников.
2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по предмету
«Речевая практика» в 4 классе.
Введение в программу курса «Речевая практика» - 1-4 классы связана с тем, что
речевая практика умственно отсталых школьников чрезвычайно бедна и не
качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого
развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного
материала любого из учебных предметов.
Для решения этих дидактических задач и для организации обучения общению
обучающихся с интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на
материале которых формируются коммуникативные умения школьников.
Содержание программы включает четыре раздела, параллельно реализуемые в
каждом классе:
4
Для решения этих задач и для организации обучения общению обучающихся с
интеллектуальными нарушениями в программе определены темы, на материале
которых формируются коммуникативные умения школьников. Содержание
программы включает четыре раздела, параллельно реализуемые в каждом классе:
1. Аудирование и понимание речи.
2. Дикция и выразительность речи.
3. Общение и его значение в жизни.
4. Организация речевого общения (базовые формулы речевого общения;
примерные темы речевых ситуаций, алгоритм работы над речевой ситуацией).
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Язык и речь».
Класс
2
Год
Количество
2 часа в неделю
68 часов
часов
3. Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
Базовые
учебные
действия,
формируемые
у
младших
школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и
осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в
старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему
становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на
доступном для него уровне.
Личностные
учебные
действия
―
осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,
одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего
места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
5
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный,
социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной
частей;
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик,
ученик–класс, учитель−класс); использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и
принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в
соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно
соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в
деятельности,
контролировать
и
оценивать
свои
действия
и
действия
одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия - это умения выделять некоторые
существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения,
сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками,
символами,
предметами-заместителями;
6
читать;
писать;
наблюдать
под
руководством
взрослого
за
предметами
и
явлениями
окружающей
действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
4.Содержание программного материала по предмету «Речевая практика»
в 4 классе.
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за
учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или
рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых
ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие
чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя,
удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и
жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио,
кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана?
Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это
общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или
письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать,
сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход»,
«Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
7
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся»,
«Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься,
пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень
приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью
обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в
глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао»
и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных
формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании:
«Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю
Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд,
доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите,
пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»).
Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата:
«Алло», «Да», «Я слушаю».
8
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки.
Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно
не…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,…(имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы
«Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные
реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не
хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед
старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»:«Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я —
пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой
гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории»,
«Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…»,
«Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса», «Во саду ли в огороде».
Тематическое распределение количества часов:
№.п/п
Название раздела, темы
9
Рабочая
программа
Кол-во часов
Авторская
программа
Кол-во часов
1.
Делимся новостями.
4
2.
Я выбираю книгу.
4
3.
Подскажите, пожалуйста…
4
4.
Я – пассажир.
3
5.
Петушок - Золотой гребешок.
3
6.
Сочиняем сказку.
4
7.
У телевизора.
4
8.
Лисичка – сестричка.
4
9.
Новогодние истории.
2
10.
Знаки – помощники.
4
11.
В гостях у леса.
4
12.
Задушевный разговор.
4
13.
Приглашение.
4
14.
Поздравляю!
4
15.
Жду письма!
4
16.
Извините, меня…
4
17.
Поздравительная открытка.
4
18.
Во саду ли в огороде.
4
Итого:
68
68
5.Планируемые личностные и предметные результаты освоения предмета
«Речевая практика».
Формирование базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
осознание себя
как
ученика, заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
10
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность
в
выполнении
учебных
заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений
об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик ученик, ученик - класс, учитель - класс);
использовать
принятые
ритуалы
социального
взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным
мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
11
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой
на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
12
ответы
на
вопросы
учителя
по
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
13
содержанию
прослушанных
и/или