1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Чтение» в 4 классе.
3. Программа формирования базовых учебных действий (БУД).
4. Планируемые
результаты
освоения
обучающимися
программного
материала по предмету «Чтение» в 4 классе (личностные и предметные).
5. Содержание программного материала по предмету «Чтение» в 4 классе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения программы по предмету
«Чтение» в 4 классе.
2
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373), Концепции духовнонравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России,
планируемых результатов начального общего образования, авторской учебной
программы
по
чтению
и
развитию
речи
для
1-4
классов
специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронковой; под редакцией В.В. Воронковой -Москва: «Просвещение», 2013
год
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования
осуществляется:
становление
основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование
основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
укрепление
физического и духовного здоровья обучающихся.
Цель уроков чтения в 4 классе: формирование навыка сознательного,
правильного, беглого и выразительного чтения.
Задачи:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя,
осмысленно воспринимать прочитанное;
- формирование умения с помощью учителя разбираться в содержании
прочитанного;
3
- учить отвечать на вопросы учителя, пересказывать текст по частям с опорой на
вопросы, картинный план или иллюстрацию;
- учить слушать небольшие по объёму сказку, рассказ, стихотворение;
- учить принимать участие в беседе;
- развитие познавательных интересов, расширение их кругозора;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
- воспитание нравственных качеств.
Основной формой обучения является урок; методами обучения – метод
наблюдения, беседа, объяснения, повторения, сравнения, работа с учебником,
дидактические игры; приемы обучения – осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем
развития,
интеллектуальных возможностей.
За
чтением
осуществляется
повседневный и текущий контроль.
1.1. Общая характеристика учебного предмета.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях.
Автор- составитель
С. Ю.Ильина. Москва «Просвещение», 2018 год. Данный учебник допущен
Министерством образования РФ.
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида осуществляется во 4 классе в течение всего года.
Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.
Основными задачами обучения чтению в 2—4 классах являются: научить детей
читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно
воспринимать прочитанное.
4
У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков
русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и
журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно
формируется
умение
с
помощью
учителя
разбираться
в
содержании
прочитанного.
В программе
на
каждый
год
обучения
дается
примерная
тематика
произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу
текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного
чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального
развития
познавательных
интересов
детей,
расширения
их
кругозора,
воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и
настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на
каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию
навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу
особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что
затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух,
формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно
переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения
совершенствуется.
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.
Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
5
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2
классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения
начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение
содержания
читаемого
осуществляется
в
процессе
анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей
и
закономерностей,
так
как
этот
вид
деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе
с
иллюстративным
формирования
материалом
познавательной
как
одним
деятельности
из
эффективных
учащихся
и
средств
коррекции
недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию
связной
устной
речи.
последовательным
направленной на
уточнение
Учащиеся
пересказом
понимание
словарного
в
овладевают
процессе
содержания
запаса,
обучение
правильным,
полным
систематической
произведений,
правильному
и
работы,
обогащение
и
построению
предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С
этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста
используются
вопросы,
готовый или
коллективно составленный план,
картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с
лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
6
·
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции
звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.
·
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к
чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со
знаками препинания.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием
иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на
вопросы; элементарная оценка прочитанного.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
·
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным
переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
·
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений,
чтение их перед классом.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в
чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги,
автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в
школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках
детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об
участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в
природе, о жизни животных и растений в разное время года.
7
2.Особенности организации учебной деятельности обучающихся по
предмету «Чтение» в 4 классе.
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках чтения решаются и
специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности
школьников:
1. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа
произведений. При этом очень важна система работы по установлению
причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид
деятельности имеет огромное коррекционное значение.
2. В процессе обучения чтению особое внимание уделяется работе с
иллюстративным
материалом
как
одним
из
эффективных
средств
формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции
недостатков их развития.
3. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной
устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным
пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание
содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса,
обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в
воспроизведении прочитанного. С этой целью используются вопросы, готовый
или коллективно составленный план, картинный план.
4.
Внеклассное
чтение
ставит
задачу
начала
формирования
читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к
чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями
детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг,
читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по
интересу.
3.Программа формирования базовых учебных действий (БУД)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
(чтения)
Личностные
результаты
включают
овладение
обучающимися
социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
8
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование
и
развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения
ребенка
в
овладении
социальными
(жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих
результатов.
4.Планируемые результаты освоения обучающимися программного
материала по предмету «Чтение» в 4 классе (личностные и предметные)
Предметные
результаты
связаны
с
овладением
обучающимися
содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности. Оценка предметных результатов в 4 классе.
Учащиеся должны уметь:
·
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы
над ним под руководством учителя;
·
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
·
отвечать на вопросы по прочитанному;
·
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
·
пересказывать содержание прочитанного;
·
устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
·
наизусть 5—8 стихотворений.
Предметные (АООП определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
9
- пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз,
с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание учителя;
- выделять главных действующих героев, давать элементарную оценку их
поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений.
Описание места учебного предмета, в учебном плане.
На учебный предмет «Чтение» отводится 5 часов в неделю. Всего – 170 часов.
В авторской программе не предусмотрено распределение часов по темам.
Поэтому возникла необходимость распределить часы по темам в рабочей
программе. Содержание учебного предмета.
5.Содержание программного материала по предмету «Чтение» в 4
классе.
Тематическое распределение количества часов:
№ п/п
1.
Название раздела, темы
Авторская
Рабочая
программа, кол-во
программа, кол-во
часов
часов
Школьная жизнь.
12
10
2.
Время листьям опадать.
21
3.
Делу – время, потехе – час.
9
4.
В мире животных.
17
5.
Жизнь дана на добрые дела.
11
6.
Зима наступила.
31
7.
Веселые истории.
12
8.
Полюбуйся, весна наступает…
19
9.
В мире волшебной сказки.
14
10.
Родная земля.
11
11.
Лето пришло.
13
Итого:
170
170
6.Учебно-методическая литература.
1.Чтение 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В
2-х частях. Автор - составитель С. Ю.Ильина. Москва «Просвещение», 2018
год.
2. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII
вида: Подготовительный, 1-4 классы : / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва
«Просвещение», 2013 г.
3. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. /
В. В. Воронкова,- Москва «Школа - Пресс», 1995г.
4. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. /Аксенова А. К.
-М., 1999г.
5. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. /Аксенова
А.К, Галунчикова Н.Г. - М. ,2002г.
6. Дидактические игры на уроках развития речи в 1 - 4 классах
вспомогательной школы./Аксенова А.К., Якубовская Э.В.. - М., 1998г.
7.Логопедическая работа в коррекционных классах. /Лалева Р.И. - М, 1999г
11
12