Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 ИМЕНИ
ЛИТВИНОВА П.С.
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
Краснодарский край, Кущевский р-н, Глебовка х,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ Пролетарская ул, 27", L=Глебовка, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 ИМЕНИ
ЛИТВИНОВА П.С., ОГРН=1022304243367,
СРЕДНЯЯ
СНИЛС=13620041505, ИНН ЮЛ=2340013280,
ИНН=234081180463, E=gleb332007@yandex.ru,
Викторович, SN=Шамян,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ G=Вячеслав
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
НАЯ ШКОЛА № 33 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 ИМЕНИ
ЛИТВИНОВА П.С.
Я являюсь автором этого документа
ИМЕНИ ЛИТВИНОВА Основание:
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.01.18 12:09:18+03'00'
П.С.
Foxit Reader Версия: 10.1.0
Утверждено
Решениепедсоветапротокол№1 от
«31» августа 2023 года
Председательпедсовета
Шамян В.В.
Рабочая программа
По Природоведению
Класс5-6
Учитель Гутаренко Ольга Григорьевна
Количествочасов:5классвсего68часов;внеделю2часа
6классвсего68часов;внеделю2часа
Программа
разработана
на
основеадаптированной
основной
общеобразовательной программы для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ СОШ
№33 им.Литвинова П.С. 5-9 класс, утверждённой педагогическим советом от
31.08.2023г. протокол №1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительнаязаписка
2. Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Природоведение»
3. Местоучебногопредмета«Природоведение»вучебномплане
школы
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Природоведение».ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД)
5. Система оценки достижения обучающимися планируемых
результатов освоения программы
6. Содержаниеучебногопредмета«Природоведение»
7. Тематическоепланирование
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной
деятельности
2
1. Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) разработана и утверждена на педсовете МБОУ
СОШ №33 им.Литвинова П.С. в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе
документов:
– Федеральногозакона"Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 № 273-ФЗ;
– Приказа МинобрнаукиРоссииот19.12.2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
– Приказа Министерства просвещения Российской Федерацииот
21.09.2022г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников";
– Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
– ПостановлениеглавногогосударственногосанитарноговрачаРФот
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН1.2.3685-21«Гигиеническиенормативыитребованиякобеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
– Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 г. № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
– Адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 5-9 классы (вариант 1); утверждённой педагогическимсоветом
от 30.08.2023г. протокол №1
– учебногопланаобразовательногоучреждения;
с учётом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
3
Задачиобучения:
−формированиеэлементарныхнаучныхзнанийоживойинеживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой
природой;
−формированиеспециальныхиобщеучебныхуменийинавыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам,
знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
−воспитаниесоциальнозначимыхкачествличности.
2. Общаяхарактеристикаучебногопредмета«Природоведение»
Природоведение – интегрированный естественно-научный курс,
который сочетает в себе элементы биологии, географии и других
естественных наук.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся
развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное,
логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать,
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся
должныпонятьлогикукурса:Вселенная-Солнечнаясистема-планетаЗемля
- оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера
(почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек - часть Вселенной. От неживой природы зависит
жизнь растений, животных и человека.
Такое построение программы позволит сформировать у обучающихся
с умственной отсталостью целостную картину окружающего мира, показать
единство материального мира, познать свою Родину как часть планетыЗемля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование
мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого
программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические
работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют
использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Программа
предусматривает проведение традиционных уроков, на которых
используются различные формы работы: фронтальная, групповая,
индивидуальнаяработа,работавпарах.Приорганизациипроцесса обучения в
раках данной программы предполагается применение следующих
педагогических технологий обучения:
– коррекционно-развивающегообучения;
– игровойдеятельности;
– личностно–ориентированногообучения;
– индивидуализацииидифференциацииобучения;
– здоровьесбережения.
В процессе обучения школьников целесообразно использовать
следующие методы и приемы:
4
– словесныйметод(рассказ,объяснение,беседа,работасучебником);
– наглядныйметод(методиллюстраций,методдемонстраций);
– практический метод (упражнения, практическая работа,
самостоятельная работа, наблюдение);
– репродуктивныйметод(работапоалгоритму);
– коллективный,индивидуальный;
– творческийметод.
3. Местоучебногопредмета«Природоведение»вучебномплане
школы
Учебный предмет «Природоведение» входит в обязательную
предметную область «Естествознание» учебного плана государственного
казенного общеобразовательного учреждения Краснодарского края
специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Шкуринской и
реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормами.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Естествознание» рассчитана на 34 учебные недели и составляет:
в5классе68часоввгод(2часавнеделю);
в6
классе68часоввгод(2 часав неделю).
4. Планируемыерезультатыизученияучебногопредмета
«Природоведение».ТребованиякрезультатамосвоенияАООП(БУД)
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает
достижение двух видов результатов: предметных и личностных.
Личностные результаты освоения программы по географии
включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
−испытыватьчувствогордостизасвоюстрану;
− гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей
−уважительноибережноотноситьсяклюдямтрудаирезультатамих деятельности;
− активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
− бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и
страны.
Предметные результаты освоения программывключают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной
области, готовность их применения.
5класс
Минимальныйуровень:
– узнаваниеиназываниеизученныхобъектовнаиллюстрациях,
фотографиях;
– иметь представления о назначении изученных объектов, их роли
вокружающем мире;
5
– отнесение изученных объектов к определенным группам (осина –
листвен-ное дерево леса);
– называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
– соблюдение режима дня,правил личной гигиены и здорового образа
жизни, понимание их значения в жизни человека;
– соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
– выполнение несложных заданий под контролем педагогического
работника;
– адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагогического работника.
Достаточныйуровень:
– узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях, знание способов получения необходимой
информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;
– представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
– отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер - травянистое
дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос,
растение, цветущее летом);
– называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
– выделениесущественныхпризнаковгруппобъектов;
– знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
– участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
– выполнение здания без текущего контроля педагогического
работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная
оценка своей работы и работы других обучающихся, проявление к ней
ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие
похвалы;
– совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических
норм в отношении изученных объектов и явлений;
– выполнениедоступныхвозраступриродоохранительныхдействий;
– осуществление деятельности по уходу за комнатными и
культурными растениями.
6класс
Минимальныйуровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;
6
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную
книгу России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
−выполнятьнесложныезаданияподконтролемучителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
Достаточныйуровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах
по заданию педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различныхоснованийдляклассификации(клевер-травянистоедикорастущее
растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее
летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять
свое решение;
−выделятьсущественныепризнакигруппобъектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
−выполнятьдоступныевозраступриродоохранительныедействия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Базовыеучебныедействия(БУД):
Регулятивные БУД:
7
− принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
− осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач,
− осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладатьготовностьюкосуществлениюсамоконтролявпроцессе
деятельности;
− адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
ПознавательныеБУД:
− дифференцированно восприниматьокружающий мир,еговременнопространственную организацию;
− использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
− использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
КоммуникативныеБУД:
− вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
−слушатьсобеседника,вступатьвдиалогиподдерживатьего;
− использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач, использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Системаоценкидостиженияобучающимисяпланируемых
результатов освоения программы
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−0баллов-нетфиксируемой динамики;
−1балл-минимальнаядинамика;
−2балла-удовлетворительнаядинамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерииоценкипредметныхрезультатов
Устный ответ:
Оценка«5»ставитсяза:
−полныйответ,правильноотражающийосновнойматериалкурса:
− правильно
раскрытое
содержание
понятий,
закономерностей,
биологических
взаимосвязей
и
конкретизация
их
примерами;
8
− правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и
других источников знаний,
−самостоятельныйответ,сопоройнаранееприобретенныезнания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка«4»ставитсяобучающемуся,если:
−знаниевсегоучебногопрограммногоматериала;
− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при
воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка«3»ставитсяобучающемусязаследующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении,
необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при
ответах на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка«2» -не ставится
6. Содержаниеучебногопредмета«Природоведение»
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса
и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца
для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками
Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны (например,Черное
и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей).
Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от
обучающихся географической характеристики этих объектов и их
нахождения на географической карте.
9
Программапоучебномупредмету«Природоведение»в6классе
состоитизтрёхразделов:«Растительныймир»,«Животныймир»,«Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся
простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить
внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и
животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и,
как следствие этого, необходимость охраны растительного и животногомира.
В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных
климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена
на изучение растений и животных нашей страны и своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и
декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт
обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к
объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел«Человек»включаетпростейшиесведенияоборганизме,его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропагандездоровогообразажизни,предупреждениюпоявлениявредных
привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые
систематизируютзнанияоживойинеживойприроде,полученныевпро
цессеизучения
учебногопредмета«Природоведение".
1) Введение. Что такое природоведение. Знакомство с учебником и
рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа.
Предметы и явления неживой природы.
2) Вселенная. Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты,
звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый
полет в космос. Современные исследования.
3) Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в
природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
4) Нашдом- Земля.
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера,
гидросфера, литосфера, биосфера.
5) Воздух.
Воздухиегоохрана.ЗначениевоздухадляжизнинаЗемле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость.
Использование
упругости
воздуха.
Теплопроводность
воздуха.
Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширениевоздуха
при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного,
теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение
воздуха.
6) Знакомствостермометрами.Измерениетемпературывоздуха.
10
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его
свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений,
животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и
его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при
тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе.
Направление ветра. Ураган, способы защиты.
7) Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар,
дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
8) Поверхность суши. Почва.
Равнины,горы,холмы,овраги.
Почва-верхнийслойземли.Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли,
воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая
часть почвы. Глина, песок и соли - минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства
песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и
удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам.
Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Значение
почвы в народном хозяйстве.
Эрозияпочв.Охранапочв. Полезные
ископаемые.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.
Значение.Способыдобычи.
9) Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных
материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючиеполезныеископаемые.Торф.Внешнийвидисвойстваторфа:
цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и
использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля:
цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть,
горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и
другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и
использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезныеископаемые,используемыедляполученияметаллов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных
металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность,теплопроводность,
ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы.Отличие черных металлов отцветных.Применение
цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет,
твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению.
Распознаваниеалюминия.Медь.Свойствамеди:цвет,блеск,твердость,
11
пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.
Охрана недр.
Местныеполезныеископаемые.Добычаииспользование.
10) Вода.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства
воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и
сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность
растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар). Учет и использование
свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная
вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в
природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды.
Температура и ее измерение. Единица измерения температуры - градус.
Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе.
Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от
наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту,
промышленности и сельском хозяйстве.
Экономияпитьевойводы.
Водавприроде:осадки,водысуши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны.
Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека.
Обозначение морей и океанов на карте.
11) Охранаводы.
ЕстьнаЗемлестрана-Россия.
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие
географические объекты, расположенные на территории нашей страны:
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки
Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население
нашей страны.
12) РастительныймирЗемли.
Живаяприрода.Биосфера:растения,животные,человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга,
водоемов).
Дикорастущиеикультурныерастения.Деревья,кустарники,травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные
изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места
произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения,
внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные). Внешний вид, места
произрастания.
12
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания.
Правиласборалекарственныхрастений.Использование.
Комнатныерастения.Внешнийвид.Уход.Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом.).
Растения,произрастающиевразныхклиматическихусловияхнашей
страны.
Растениясвоейместности:дикорастущиеикультурные. Красная
книга России и своей области (края).
13) ЖивотныймирЗемли.
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов.
Понятие
животные:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые.Жуки,бабочки,стрекозы.Внешнийвид.Местовприроде.
Значение.Охрана.
Рыбы.Внешнийвид.Средаобитания.Местовприроде.Значение.
Охрана.Рыбы,обитающиевводоемахРоссииисвоегокрая.
Птицы.Внешнийвид.Средаобитания.Образжизни.Значение.
Охрана.Птицысвоегокрая.
Млекопитающие.Внешнийвид.Средаобитания.Образжизни.
Значение.Охрана.Млекопитающиеживотныесвоегокрая.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и
деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома.
Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк,
черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и
жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники.
Красная книга России. Красная книга своей области (края).
14) Человек.
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние
органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие
органов.
Здоровьечеловека(режим,закаливание,водныепроцедуры).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиенаоргановчувств.Охраназрения.Профилактиканарушений слуха.
Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на
день. Витамины.
Дыхание.Органыдыхания.Вредкурения.Правилагигиены.
13
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при
ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего населенного пункта. Телефоны
экстренной помощи. Специализация врачей.
15) Обобщающиеуроки.
Нашгород(поселок,село,деревня).
Рельеф и водоемы. Растения и животные своей местности. Занятия
населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники,
другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
7. Тематическоепланирование
5 класс.Неживаяприрода
№
Разделыпрограммы
п/п
1.
Введение
2.
Вселенная
3.
Нашдом-Земля
4.
Естьназемлестрана Россия
Итого
Кол-во
часов
2
7
46
13
68
6 класс.Живаяприрода
№
Разделыпрограммы
Кол-во
п/п
часов
1.
Введение
1
2.
РастительныймирЗемли
18
3.
ЖивотныймирЗемли
35
4.
Человек
14
Итого
68
8. Описаниематериально-техническогообеспечения
образовательной деятельности
Учебно-методическаялитература:
1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т.М. Лифанова,
Е.Н. Соломина. М.: Просвещение, 2020г.
2. Природоведение. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т.М. Лифанова,
Е.Н. Соломина. – М.: Просвещение, 2021г.
3. Рабочая тетрадь. Природоведение. 5 класс: учеб. пособ. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы:/Т.М.Лифанова,о.А.Дубровина –Москва:«Просвещение»,2020 г.
4. Методическиерекомендации.Природоведение5-6класс.Учебное
пособиедляобщеобразоват.организаций,реализующихадапт.основные
14
общеобразоват. программы / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. М.:
Просвещение, 2017г.
Материально-техническоеобеспечение:
1.
Коллекции
полезных
ископаемых
2. Гербарии
Техническиеиэлектронныесредстваобучения:
1. Магнитнаякласснаядоска
2. Автоматизированное рабочее место учителя с программным
обеспечением
3. Мультимедиапроектор,экран
4. Презентациипотемам
5. Аудио-и видеоматериалы.
Интернет-ресурсы:
1. Педагогическаябиблиотекаwww.pedlib.ru
2.
http://www.ed.gov.ru;
http://www.edu.ru
–Министерство
образования РФ.
3. http://www.rusedu.ru – Архив учебных программ информационного
образовательного портала.
4. http://mega.km.ru–МегаэнциклопедияКириллаиМефодия.
СОГЛАСОВАНО
Протоколзаседанияшкольного
методическогообъединения
учителей естественногуманитарного цикла
МБОУ СОШ №33 им.Литвинова П.С.
от «
» _____________ 2023г.№ 1
КононенкоО.В.
СОГЛАСОВАНО
ЗаместительдиректорапоУВР
Чаплина Н.Е..
«
»
2023г.
15